Курс от Анатолия Павловича Кулика: Ко мне регулярно обращаются люди, которые решили самостоятельно построить себе разборный надувной парусный катамаран, с просьбами - помочь в выборе материалов, помочь с правильной компоновки судна, подсказать где можно приобрести материалы и отдельные стандартные узлы, и по многим другим. Я, конечно же, не отказываю в добром слове, но понимаю, что если человек взялся строить сам, а плавает в «этом» простеньком вопросе, лежащем на поверхности, то он точно не видит ещё очень многого и, скорее всего, вообще не представляет всего комплекса вопросов с которыми ему придется столкнуться, постройка судна затянется ещё надолго и не факт, что будет завершена, а тем более — построено хорошее судно о котором мечталось изначально.
- Ведет курс — Кулик Анатолий Павлович
- Курс платный. Стоимость — 16 000 рублей.
- Число слушателей ограничено — до 7 человек.
- Время и место: Занятия будут проводится 4-5 декабря (суббота — воскресенье) 2021 года в Санкт-Петербурге на территории Кулика А.П.
- Режим занятий — в 9 до 19 часов.
- Питание: Два кофе-брейка (входят в стоимость курса).
- Транспортные расходы до места занятий и проживание — не входят в стоимость курса.
- Персональная консультация по любому вопросу, связанному с проектированием, постройкой и эксплуатацией катамарана — в стоимости курса.
План 2-х дневной встречи
План 2-х дневного 18-ти часового курса:
1. Общее знакомство с вопросом
1.1. Понятие разборного каркасно-надувного парусного судна (далее по тексту: либо РКНПС, либо «судно», либо «катамаран»). 1 час.
- Хронология развития конструкций РКНПС от байдарок и надувных лодок с парусом до современных катамаранов.
- Разделение по конструктивным особенностям: катамаран и тримаран.
С демонстрацией фото, видео, схем.
1.1. С чего начать свой проект. 2 часа.
1.2.1. Собственная мотивация.
- Цель постройки судна: для путешествий (семейных или экстремальных), для спорта, для пляжного воскресного отдыха и другие.
- Причины для самостоятельной постройки: творческий зуд, есть какие-то материалы и собственные технологические возможности, желание построить лучше чем есть, иллюзии, что это просто и дешево и другие.
1.2.2. Техническое задание (ТЗ) самому себе на проектирование и постройку судна по степени важности для себя основных характеристик судна:
- водоизмещение (вес судна, снаряжения и экипажа),
- пассажировместимость,
- обитаемость,
- мореходность,
- надёжность (всех узлов и конструкции в целом),
- скорость,
- максимальный размер отдельного элемента (транспортной упаковки),
- время сборки судна и подготовки его к выходу в море,
- цена Проекта и сроки его реализации.
Моя цель – показать взаимозависимость этих характеристик и влияние каждой на все остальные, важность ранжировать эти факторы по степени важности для себя, чтобы при проектировании и изготовлении понимать чем можно поступиться и ради чего.
1.2. Основные элементы РКНПС, их назначение. 2 часа.
Демонстрация всех элементов судна на примере катамаранов «Сибкат» и тримаранов «Кулик».
- Надувные корпуса (поплавки, гондолы).
- Каркас (рама, мост, платформа и т.п.).
- Парусное вооружение: кэт, бермудский шлюп, стаксельное, двухмачтовое, летучие паруса.
- Противодрейфовые устройства: швертовое устройство.
- Мачта и гик.
- Штаг, ванты, ромбованты.
- Рулевое устройство.
- Бегучий такелаж: фалы, шкоты, тали.
- Палуба. Тканевая натяжная (трамплин) или жесткая (фанера).
- Обвесы: палатка, надувные сиденья, рундуки и пр.
2. Детальное знакомство с особенностями конструкций всех элементов судна, применяемыми материалами, технологиями изготовления, ценами и трудозатратами.
Моя цель – познакомить с уже готовыми конструкторско-технологическими решениями, помочь в выборе конструкции основных элементов, выборе материалов и принятии решения – что строить самому, а что заказать на стороне.
2.1. Надувные корпуса (Поплавки). 2 часа.
2.1.1. Конструкция:
- Форма носа и кормы (штевень, конус, транец). Влияние формы на ходовые качества судна).
- Однослойные, двухслойные. Достоинства и недостатки.
- Основы для расчета и выбора длины и диаметра поплавка.
- Секционность.
- Способы соединения поплавков с рамой.
- Фурнитура (клапана, карманы для тросов, стрингеров, шнуровки, застежки, дублирования дна и верха и пр.).
Моя цель - помочь в выборе конструкции поплавка. Расчеты кроя не входят в этот цикл, но я дам прямые указания- ссылки – где это можно почитать, посмотреть, научиться.
2.1.2. Выбор материала по характеристикам:
- плотность,
- прочность,
- эластичность,
- износоустойчивость,
- стойкость к солнечному излучению,
- морозостойкость,
- цвет и др
- цена.
Моя цель – помочь в целесообразном выборе ткани, которая может быть не только из разряда ПХВ-воздуходержащих тканей, но и резиновых, полиуретановых. Дать прямые адреса надежных поставщиков.
2.1.3. Технологии изготовления.
- Общие принципы и особенности кроя, швейки, склейки, сварки. Рабочее место, расходные материалы.
- Временные затраты на изготовление.
- Где можно заказать готовые или полуготовые поплавки и понимание из чего складывается цена.
2.2. Каркас. Назначение. Нагрузки. 2 часа.
2.2.1. Силовые схемы:
- Плоская (Альбатрос, Простор, Миникат…).
- Полужесткая (Успенский, Тайфун, Duck…)
- Жесткая (пирамидальная, «СибКат»).
2.2.2. Основной материал – труба круглого сечения.
- Выбор между алюминиевыми, стальными, стеклопластиковыми.
- Основные характеристики: прочностные, стойкость к морской воде.
- Технология обработки при самостоятельной постройке. Ремонтопригодность
- Доступность приобретения. Цены и поставщики.
2.2.3. Конструкции и технология силовых и соединительных узлов:
- стыковка труб по длине,
- стыковка разнонаправленных труб,
- неподвижные и подвижные соединения,
- штифты, болты, сварка.
2.3. Мачта. 1 час.
2.3.1. Выбор материала и профиля в зависимости от назначения: свободностоящая или с развитым такелажем; алюминий или карбон; труба или каплевидный профиль с ликпазом.
2.3.2. Элементная база:
- оковка штага,
- крепление вант, ромбовант,
- краспица,
- топовый блок грота-фала,
- врезной блок стаксель-фала,
- выходы фалов,
- вертлюг гика,
- степс (фиксация мачты к каркасу),
2.4. Гик. 1 час.
- Назначение, функции.
- Элементная база: соединения гика с мачтой, элементы (блоки, обушки, утки, стопора и пр.) и крепления их к гику.
- Уишбон вместо гика.
- Варианты парусного вооружения без гика.
2.5. Паруса. 1 час.
Факторы конструкции паруса, влияющие на мореходные и скоростные характеристики судна:
- Форма паруса, соотношение высоты и ширины, центр парусности, возможность рифления.
- Материалы: дакрон, ламинат, пленка.
- Элементная база: фаловая дощечка, шкотовая дощечка, латы, Боуты, рифовые полки, люверсы.
- Особенности кроя и пошива: грота, стакселя, генуи, летучих парусов.
- Цены на материалы и комплектующие.
- Заказ готового паруса. Составление заказа, где заказать, цены.
Я не ставлю своей целью научить кроить и шить паруса, а лишь хочу показать общий подход к этому вопросу.
2.6. Обеспечение противодействия дрейфу судна. 1 час.
- Противодействие дрейфу корпусами (поплавками). Центр бокового сопротивления (ЦБС) поплавков.
- Шверты и шверцы. Требования к ним. Эффективность. Материалы. Цены.
- Руль.
- ЦБС судна.
2.7. Рулевое устройство. 1 час.
2.7.1. Назначение. Один или два руля.
2.7.2. Элементная база. Конструкции, материалы, технологии изготовления:
- перо руля,
- рулевая коробка,
- румпель,
- удлинитель румпеля.
2.8. Стоячий такелаж. Назначение. Требования к конструкции. 0,5 ч.
2.8.1. Штаг и ванты. Полуванты. Ромбованты. Топовые бакштаги. Ахтерштаг.
2.8.2. Элементная база: типы тросов, заделка концов, наконечники, талрепы (жесткие и мягкие), вант-путенсы, элементы крепления к каркасу и мачте.
2.8.3. Мягкий стоячий такелаж: топенант, lazy jack.
2.9. Палуба (трамплин). 0,5 ч.
- Требования к мягкой натяжной палубе. Способы натяжки.
- Материалы: ткани, сетки, люверсы и пр.
- Цены на материалы. Поставщики. Заказ на стороне.
2.10. Обвесы: палатка, надувные сиденья, рундуки и пр. 1 ч.
3. Основы проектирования. Общая компоновки судна. Выбор длины и ширины судна, диаметра поплавков, высоты мачты, парусности. 1 час.
4. Калькулирование затрат на материалы, готовые элементы и стандартные покупные части, а так же времени на изготовление самому или заказе на стороне. 1 час.